medal users operator file smartphone

Как оценить бизнес: советы инвесторам




Существует множество инструментов для оценки показателей эффективности бизнеса. Использование некоторых из них на практике требует определенных знаний, и поэтому не каждый предприниматель сможет эффективно ими оперировать без посторонней помощи. Усугубляет ситуацию и то, что многие термины американизированы. Например, среди экспертов часто можно услышать такие слова, как «косты» (от англ. costs), «фиксы» (fixed assets), «фисифи» (FCF, free cash flow). Человека неподготовленного такая терминология может смутить.
Впрочем, не все так плохо. Есть несколько ключевых и при том простых правил оценки бизнеса, которые никогда не подведут. Ориентируйтесь на них, если планируете M&A сделку или вложение в другую компанию.
Потенциал отрасли
Прежде всего стоит обращать внимание на то, как идут дела в отрасли, в которой действует интересующий вас бизнес. Ее экономические перспективы на будущее, основные игроки, потенциальные конкуренты, зависимость от политических и других факторов. Эти и другие данные позволяют понять, что ждёт бизнес в будущем, с какими проблемами ему придется столкнуться и насколько эффективно эти проблемы решить. Кроме того, инвестирование в потенциально прибыльную отрасль является своего рода «подушкой безопасности»: даже если компания окажется не самой успешной, высок шанс, что она все равно будет приносить прибыль за счет успехов и популярности отрасли в целом.
Конечно, вкладывать лучше в те сферы, принципы функционирования которых вам известны. Так поступают все профессиональные инвесторы, поскольку собственные знания позволяют глубже оценить риски. Но если собственного опыта нет – всегда можно обратиться к независимым аналитикам. Но нужны гарантии, что вам предоставят актуальные и объективные данные, поэтому к выбору подрядчиков нужно подходить осторожно. Компания Kreston GCG всегда готова предоставить свою помощь в данном вопросе. Мы обладаем большим опытом работы в области оценки бизнеса и привлечения внешних инвестиций.
Бизнес-план
На данном этапе, во-первых, нужно смотреть на то, как интересующая вас компания работает в своем сегменте. Учитывает ли она риски своего рынка и насколько успешно? Имеет ли стратегию по расширению и захвату других сегментов? Если такая стратегия есть, то на какие сроки она рассчитана? Можно ли эти сроки назвать реальными?
Еще один важный параметр – это работа с клиентами. Изучите планы бизнеса по привлечению новых клиентов, используемые для этого инструменты коммуникации, маркетинговые кампании и т.д. Не менее важное значение имеет и то, как компания намеревается удерживать уже имеющихся клиентов. Чем продуманнее и прогрессивнее работа в данном направлении – тем выше успешность предприятия в целом.  
Особенно эти критерии показательны в отношении стартапов. Если у молодой компании нет четкого понимания того, как работать со своей аудиторией – это верный признак того, что она прогорит. Даже самые лучшие идеи проваливаются, если их неэффективно продавать. Данное правило, к сожалению, работает всегда.
Отчетность
Финансовая отчетность – куда же без нее. Баланс, финансовые результаты, поток денежных средств – вот что имеет первоочередное значение для инвестора. Все это отражает уровень финансовой стабильности компании.
Знание специфики отрасли тут особенно пригодится. В потоках бесконечных цифр и пространных формулировок легко запутаться, а принять важную деталь за ненужную мелочь еще легче. Например, в случае с издательским бизнесом, который базируется на подписке, в бухгалтерской отчетности может возникнуть графа «отложенные долги по подписке». Бухгалтер, плохо знакомый с данной отраслью, вряд ли поймет ее назначение и скорее всего пропустит мимо. А данный пункт на деле очень важен, ведь может скрывать под собой «припрятанные» активы.
Показательным также является и то, как часто компания привлекает сторонние инвестиции и насколько эффективно ими распоряжается. Если в нее вкладывают часто – важно понять, не является ли компания переоцененной инвесторами.
Один из самых ярких примеров – ныне «покойный» стартап Jawbone, специализировавшийся на выпуске фитнес-трекеров. Долгое время компания была успешной, её продукты входили в десятку лучших на рынке. Но со временем Jawbone стал отставать от конкурентов и по совместительству гигантов ИТ-рынка Apple, Samsung, Fitbit. Инвесторы все равно выкладывали в компанию, ориентируясь на авторитет и прошлый успех. В это же время стартап покинули множество сотрудников, которые, по слухам, унесли с собой множество корпоративных секретов, касающихся разработки продуктов. Jawbone даже в суд обращался, о чем в подробностях писали СМИ. Все это не помешало компании собрать инвестиции на 900 млн долларов и… успешно закрыть свое дело. Новые продукты стартапа оказались коммерчески не успешными. Расчет инвесторов на его авторитет, как видим, не оправдался.
Доверие
Совет банален, но от того не менее действенен. Если у вас есть хоть какие-то сомнения в руководстве компании, его компетентности, заинтересованности в дальнейшем успехе и способности довести дело до конца – лучше не рисковать. Ведь эффективность бизнеса зависит не только от финансовых показателей и выбранной стратегии, но и от вдохновленности собственников своим делом, их готовности много работать и развиваться. Только такие люди способны добиться высоких результатов и обойти возникающие на пути препятствия.
Если вы планируете крупную инвестицию или сделку и при том не уверены в своей способности эффективно оценить выбранный бизнес, компания Kreston GCG готова предложить свои услуги. Подробности о данном направлении нашей работы, включая примеры осуществленных проектов, можно узнать в соответствующем разделе сайта.