medal users operator file smartphone

Украинская фармакология: перспективы для инвестирования



Последние несколько лет компании стали больше тратить на исследования и разработки (R&D). Общая сумма соответствующих расходов, согласно отчету Европейской комиссии, в 2016 году составила 741,6 трлн евро. Это на 6% больше, чем в 2015-м, причем такой рост является уже шестым кряду.
Значительная часть указанных инвестиций совершается IТ-компаниями, а также компаниями, занятыми в области телекоммуникаций, автомобилестроения и биотехнологий (включая фармакологию).  Интересно, что последние на R&D в 2015 году потратили больше других – до 15% от объема своих чистых продаж. Кроме того, сейчас наблюдается перераспределение добавленной стоимости, создаваемой фарминдустрией, в сторону развивающихся стран. То есть инвестиции в разработки фармпрепаратов там растут быстрее, чем в цивилизованном мире. Для Украины это хороший сигнал.
Украинская фарма – тенденции
Фармакологическое производство в Украине – одно из самых развитых среди стран постсоветского пространства. Всего у нас действует 115 производственных фармпредприятий, среди которых как «дочки» крупных иностранных компаний (в т.ч. UCB Pharma GmbH, Novartis, Johnson & Johnson), так и отечественные производства («Фармак», «Дарница», «Экофарм», «Артериум» и др). Их продукция поставляется суммарно в 80 стран мира.
При этом ряд украинских компаний имеют собственные патенты. Среди них: «Дарница» (по данным «Укрпатента», всего у компании 60 патентов, из них 25 действующих), «Фармак» (62 и 20 соответственно), Борщаговский ХФЗ (49 и 19), «Лекхим» (8 и 5), «Биофарма» (4 и 2). Конечно, если сравнивать с развитыми странами – цифры небольшие. Но их наличие тем не менее доказывает, что исследовательская деятельность в Украине осуществляется и что в стране есть соответствующие специалисты. 
Стоит признать, однако, что спектр создаваемых в Украине препаратов включает в себя либо генерические (т.е. аналоги известных и признанных в мире лекарств), либо традиционные (созданы на растительной основе, без использования новых технологий). Собственно инновационные разработки в нашей стране практически не ведутся. Подобная работа требует больших финансовых вложений, которых у отечественных производителей просто нет. С другой стороны, слабое развитие в сфере инновационных разработок говорит о том, что сейчас в Украине низкая конкуренция и полно свободных ниш. Это — хорошая причина для захода на отечественный рынок зарубежных компаний, но и тут есть препятствие: слабое экономическое развитие страны, а также низкий уровень потребления лекарств населением. По последнему показателю Украина занимает одно из последних мест в Европе. Впрочем, если посмотреть статистику, ситуация в данном направлении постепенно меняется. 
По данным исследования «Фармацевтика Украины. Инфографический атлас», объем продаж фармацевтической продукции в стране в прошлом году вырос на 20% – до 70 млрд грн. В натуральном выражении рост составил 7% – до 1,224 млрд упаковок. При этом рост отмечен как в сегменте розничных продаж (на 7%), так и в сфере госпитальных закупок (на 10%). Подобная тенденция, как отмечают авторы исследования, будет продолжаться дальше.
Положительно на состоянии украинской фармакалогии может сказаться и «патентный обвал». Так условно называется период с 2013 по 2016 года, на который пришлось завершение сроков действия многих патентов. Это стало в том числе отличной возможностью и для украинских компаний вывести на рынок собственные генерики и завоевать таким образом новые ниши на рынке, международном и внутреннем. Но и тут не обошлось без проблем.
Генерики: риски
Несмотря на то, что генерики – лишь копия оригинального препарата, их производство все равно стоит недешево. Одна лишь стоимость исследований на биоэквивалентность, которая покажет, насколько этот генерик соответствует оригинальному препарату, может колебаться от 2 до 4 млн грн. Большинство украинских компаний подобные расходы самостоятельно не покроют.
При этом далеко не все производители обладают необходимым техническим оснащением для производства генериков. Несоответствие международным стандартам производства – еще одна проблема. Которую, впрочем, отечественные производители пытаются решить, о чем сообщает исследование «Фармацевтика Украины. Инфографический атлас».
Вывод
Учитывая все выше сказанное, очевидно, что потенциал для активного развития фармакалогической отрасли в Украине есть. Текущие мировые тенденции, а также «патентный обвал» дополнительно повышают инвестиционную привлекательность данной сферы.
В то же время на украинском рынке фармакологии имеются серьезные трудности, вызванные, по больше части, экономическим отставанием и низкой культурой инвестирования в стране. Их решение – основа успеха сегмента и реальный драйвер для экономического развития страны.